Генеалогический поиск Пушкина

Генеалогический поиск Пушкина

Генеалогический поиск Пушкина

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». Знакомо ли вам это высказывание? Наверняка знакомо: ведь это один из самых популярных афоризмов о семье и наследии. Не менее важно, что автор этого высказывания – гений, солнце русской поэзии, наш национальный миф, А.С. Пушкин.
Мы знаем много пушкинских цитат. И, как это неизбежно происходит с цитатами, их контекст и источники теряются за популярностью самих слов, за их повторяемостью и тиражированием. Что стоит за мнением Пушкина о значимости предков?

Шестисотлетний дворянин

А стоит за ней глубокий и страстный интерес Пушкина к собственной родословной. Это было делом чести не только для него – но и для каждого уважающего себя дворянина, которому небезразлично своё происхождение. Писатели, которым мы обязаны русской классической литературой XIX века, не были исключением из этого правила.

Поэт не только считал, что свою родословную знать необходимо, но и гордился ею. Гордость эта была напрямую сопряжена с вопросом о происхождении. Пушкин всегда противопоставлял себя и свой род новоявленному дворянству, которое выбилось в свет лакейством, придворной службой, перебежкой из вражеской армии. Напротив, образ предков Пушкина всегда отличались независимостью, честью и воинской доблестью в его глазах.

Мы уже говорили в предыдущей статье, что генеалогия в России до своего становления как науки в конце XIX – начале XX века была прикладной дисциплиной. И основной её задачей по-прежнему оставалось прослеживание родственных связей, чтобы имущество и титулы передавались законным путём. У Пушкина практический подход сочетался с подлинной любовью к своему роду, древнему, гордому и самобытному.

Само высказывание о семейной истории появляется в записных книжках Пушкина от 1825 года, где поэт приводит подробности своего спора с А. А. Бестужевым и К. Ф. Рылеевым. Разговоры шли именно о значимости дворянского родословия и о знании своих предков. Пушкин считает вопрос о происхождении исторически важным не только для отдельной личности, но и для целого народа. «Бескорыстная мысль, - добавляет он, - что внуки будут уважены за имя, нами им переданное, не есть ли благороднейшая надежда человеческого сердца?»

Африканский итальянец

Тема собственного родословия не раз появляется в творчестве Пушкина: это и роман «Арап Петра Великого», и «Планы повести о стрельце», и поэма «Езерский», и «Борис Годунов». Но самые важные произведения, напрямую связанные с темой, - это «Начало автобиографии» и её стихотворная версия «Моя родословная».

Создать их Пушкина побудили насмешки в прессе. Скандально известный Булгарин, редактор «Северной пчелы», в 1830 году опубликовал едкий фельетон, где прозрачно высмеивал Пушкина. В статье некий поэте из Испанской Америки, подражатель Байрона, вёл свою родословную от негритянского принца, тогда как на самом деле его предок был куплен шкипером за бутылку рома.

Пушкин ответил не менее едкой эпиграммой, которая впоследствии была добавлена к «Моей родословной» в качестве постскриптума:

Говоришь: за бочку рома;
Не завидное добро.
Ты дороже, сидя дома,
Продаешь свое перо.

Стихотворение «Моя родословная» представляет собой жёлчный и сердитый монолог человека, который рассказывает историю некогда славного рода бояр Пушкиных. Он рассматривает длительную полосу его оскудения: и это цепь несчастных превратностей – которые всё же выгодно отличают Пушкиных от мнимых аристократов-выскочек:

Мой дед, когда мятеж поднялся
Средь петергофского двора,
Как Миних, верен оставался
Паденью третьего Петра.
Попали в честь тогда Орловы,
А дед мой в крепость, в карантин,
И присмирел наш род суровый,
И я родился мещанин.

«Мещанин» - рефрен, которым заканчивается каждая строфа, слова бедного, но гордого человека, чья родня ему дороже чинов и славы.

В «Начале автобиографии» Пушкин успел записать историю своего рода прозаическим языком хроники.

Мужскую линию он возводит к воеводе Ратши (Рачи), по национальности пруссаку, который служил Александру Невскому. Сегодня исследователи более склонны выделять другого княжеского воеводу – Гаврилу Алексича. Его сыну Ивану Гавриловичу Александр Сергеевич Пушкин приходится прямым потомком в XVI колене. Примерно через столетие появилось прозвище «Пушкин»: тот, кому его дали, либо действительно занимался артиллерией, либо просто был горячего нрава.

Интересно появление в «Борисе Годунове» боярина Пушкина: это далеко не положительный персонаж, хотя во власти автора было представить его исключительно в выгодном свете. В этом видится отношение Пушкина к истории своего рода и к истории вовсе: он не желал обелять своих предков, но дорожил ими, как дорожил историей своей страны.

meller-zakomelski

Предполагаемый портрет А.П. Ганнибала

По материнской линии А.С. Пушкин в родстве с тем самым арапом Петра Великого. Дед матери поэта «был негр, сын влиятельного князька. Русский посланник в Константинополе как-то достал его из сераля, где содержался он анаматом, и отослал его Петру Первому вместе с двумя другими арапчатами. Государь крестил маленького Ибрагима в Вильне в 1707году... и дал ему фамилию Ганнибал». Пушкин очень любил своего предка – и не упускал случая, чтобы упомянуть о нём. Встав на его защиту, поэт и приступил вплотную к генеалогическому исследованию своей семьи. К сожалению, по материнской линии он не довёл дело до конца: рукопись обрывается, и дальше следует только план будущих глав. Но «Аннибал», гордый и независимый, птенец гнезда Петрова, инженер и военный, - является подлинным венцом пушкинской семейной истории.

Интересно, что это не единственный иностранец в его генеалогии. Бабушка со стороны отца, О.В.Чичерина, происходила от некоего итальянца, попавшего в Россию в XV веке. Исследователи даже отмечают, что необычная внешность Пушкина тяготеет даже не к африканскому, а к итальянскому образу.

 

Итак, Пушкин оставил описание-хронику, где привёл данные о своих предкам по обоим линиям, и горячие, экспрессивные стихи, где недвусмысленно сформулировал своё отношение к предкам. Ему самому были близки злоключения рода Пушкиных: свою собственную жизненную ситуацию, стеснённость в средствах, неприязнь к выслуживающимся дворянам, он соотносил с историей своего рода. И горячо, страстно радел за него.

А.С. Пушкин был человеком своего времени. Но любовь к своей семье и к своим корням – вне времени. Именно такое отношение к генеалогии мы считаем образцовым.

Автор: Анна Тимофеева

Записаться на консультацию

Можно написать нам

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь
на обработку персональных данных

Читайте также