Русская генеалогия между Сциллой и Харибдой

Русская генеалогия между Сциллой и Харибдой

Русская генеалогия между революцией и мировой войной в деятельности 3 главных обществ: русского генеалогического, евгенического и Нью-йоркского историко-родословного.

Революция 1917 года обозначила новый этап российской истории, новый виток российской государственности. Конституция РСФСР, принятая в июле 1918 года, перевела целые сословия в ранг «лишенцев». Жестокие реалии, в которые новый режим повергал российское общество, заставляли многих людей отказываться от своего прошлого. Наличие среди предков купцов, священнослужителей, тем более – дворян тщательно скрывалось, а вот происхождение «от сохи» наоборот энергично разыскивалось.

Изменения не могли не затронуть и российскую научное сообщество. Так, враждебной для нового строя стала восприниматься «непролетарская» генеалогическая наука.

Тем не менее, в первые послереволюционные годы генеалоги еще пытались сохранить профессиональное сообщество. Однако уже тогда наука оказалась в значительно притесненном положении.

 

Русское историко-генеалогическое общество

Генеалогия могла выживать лишь как составная часть исследования по атрибуциям памятников культуры и при описании архивных фондов. Во многом именно этим объясняется вхождение Русского генеалогического общества в состав АИМК в 1919 г.

генеалогия в АИМК

Здание Академии истории материальной культуры

Академия истории материальной культуры
(АИМК)
- После революции на основе
Императорской археологической комиссии
была создана Российская Государственная
Археологическая комиссия. В 1919 г. она была
преобразована в Российскую Академию
истории материальной культуры.
С 1991 г. Институт истории материальной культуры РАН

Фактически, цели общества, получившего с этого момента новое название – Русское историко-генеалогическое общество (РИГО), остались прежними. Изменился лишь охват исследований: в новом уставе позиционировалось изучение истории русского общества во всем его объеме, включая составные части – классы, сословия и прочие деления, включая отдельных представителей.

Неизменной оставалась задача составления собственного архива. Комплектовался он делами умерших сотрудников, древними документами дворянских семей, научными изысканиями действующих членов. Среди них были как традиционные генеалогические материалы, так и исторические доклады.

Стоит отметить, что в новых условиях Общество расширило свою научную программу, занявшись более глубоким изучением «вспомогательных отраслей русской исторической науки», связанных с генеалогией. Это позволяло обществу сохранять себя как научную единицу.

Собрания общества проходили вплоть до осени 1922 г., когда существование Общества было признано властями «нецелесообразным по обстоятельствам данного времени». За этот недолгий период было проведено 25 научных заседаний.

После разрушения организационной структуры у генеалогов оставалась еще возможность работы в архивах, библиотеках и музеях. Актуальной и востребованной генеалогия стала при изучении новых «гуманитарно-биологических» вопросов, ставившихся генетикой. В то время, когда генеалогам необходимо было поле для продолжения своих исследований, генетики нуждались в профессиональных историках для решения евгенических задач.

 

Русское евгеническое общество

Увлечение евгеникой началось в России еще в начале XX в.

                                                                            Евгеника - учение о путях улучшения
наследственных свойств человека.

 

Тогда литературная и художественная жизнь Империи была охвачена увлечением оккультизмом, Ницшеанской философией, теософией. Публика активно втягивала евгенические идеи о создании лучшего человека в околонаучные рассуждения. Новому человеку следовало победить смертную природу, В 1910-е гг. к евгенике стали тяготеть исследователи русской медицины и биологии.

В силу интереса к евгенике, биологии человека и физико-химическим методам биологии в Москве был создан Институт экспериментальной биологии. Возглавил его Николай Константинович Кольцов.

Николай Константинович Кольцов

Он же стал главой организационно оформившегося к 1920 году Русского евгенического движения, сумев вывести его на высокий научный уровень. В том числе из целей движения была исключена программа социальных действий Ф. Гальтона, имевшая целью улучшение человеческого племени.

                                                                            Фрэнсис Гальтон     –     английский ученый,
двоюродный брат и единомышленник Чарлза Дарвина.
Во второй половине XIX в. заложил основы евгеники.

Потребность в генеалогии

Отклонение от научного знания в сторону необоснованных фантазий подвергалось жесткой критике в «Русском евгеническом журнале».  С 1922 по 1930 год вышло 7 томов журнала с блестящими статьями по генетике и евгенике. Руководство над сбором и составлением исторических родословных взял на себя сам Н.К. Кольцов. В статье «Родословные наших выдвиженцев» он собрал и проанализировал происхождение выдающихся «выходцев из народа» (Например, М. Горького, Ф.И. Шаляпина), значительно расширив этим поле генеалогических исследований.

Активно занимались генеалогией и другие ученые-евгенисты. Так, Александр Сергеевич Серебровский сделал первые шаги к созданию единой родословной всей русской культуры XVIII – начала XX в.

К закономерностям наследования таланта и происхождению гениальности было приковано также внимание заведующего Бюро евгеники Ю.А. Филипченко. Проанализировав биографические и генеалогические данные 150 академиков, исследователь пришел к выводу, что «выдающиеся ученые рождаются, а не творятся». Подобные лица появляются под влиянием наследственности, поэтому естественный прирост населения не может восполнить потери среди великих ученых.

Бюро евгеники     –      подразделение,
организованное в составе Комиссии по изучению
 естественных производительных сил России
при Российской академии наук в 1921 г.

Кроме того, на страницах журнала публиковались материалы именитых генеалогов, например Н.П. Чулкова, С.В. Любимова, Ю.А Нелидова.

генеалогия и евгеника

Выпуски Русского Евгенического журнала

 

Свертывание деятельности Евгенического общества

В конце 1920-х гг. деятельность Евгенического общества стала затухать. Обеднел как по содержанию материалов, так и с точки зрения оформления Евгенический журнал. Развивались научные представления самих участников и руководителей, менялась и внешняя ситуация. Негативно сказался тот факт, что евгенические идеи стали атрибутом теории германской «расовой гигиены». Сам Н.К. Кольцов, объясняя закрытие общества, писал:

 «Когда в Германии появились первые признаки фашизма, я резко оборвал евгенику сам, без каких бы то ни было внешних давлений, закрыл Евгеническое общество, прекратив издание журнала, закрыл евгенический отдел в институте».

Но не только по воле самого исследователя евгеника оказалась в «опальном» положении. Рубеж 1920-х – 30-х гг. стал трагическим для всей научной жизни в СССР. Годы «Великого перелома» требовали уничтожения остатков старого мира. Не могло не пострадать в этих условиях и столь заметное интеллектуальное движение, как евгеника. В этих условиях генеалогия утратила возможность существования в качестве метода для решения генетических вопросов. Наука о составлении родословных окончательно оказалась «в изгнании».

Русское историко-родословное общество в Нью-Йорке

Генеалогия в эмиграции

Еще в 1917 г. многие русские ученые вынуждены были навсегда покинуть свою Родину. Позже они продолжили занятия генеалогией и создали свои организации в Париже и Бельгии. В числе эмигрантов оказался и выдающийся генеалог, основатель Историко-Родословного общества в Москве, Леонид Михайлович Савелов.

Лишь в середине 1920-х годов, окончательно поняв, что возвращение в Россию уже не представляется возможным, Л.М. Савелов продолжил занятия генеалогией. В трудных условиях, оказавшись оторванным от архивных источников и профессиональной литературы, ученый приступил к переработке накопленного дореволюционного материала.

По прошествии времени, Л.М. Савелов решился на настоящую авантюру. У исследователя тогда не было ни материальных средств, ни коллектива авторов, ни доступа к русским библиотекам и архивам.

Зато было осознание необходимости возрождения отечественной генеалогической школы, набор собственных текстов (которых, правда, хватило бы всего на год), и пишущая машинка. В таких условиях Л.М. Савелов вместе с женой начал издание генеалогического журнала. В 1934 году в свет тиражом всего в 12 экземпляров вышел «Новик».

«Новик»      –      в XVI – XVII вв. это слово
означало юношу, начинавшего дворянскую службу.
Подобное название для журнала предложила
жена Л.М. Савелова, Надежда Андриановна.

В начале 1934 г. на Западе оказался бывший сподвижник Леонида Михайловича Савелова, Василий Сергеевич Арсеньев. В первом же письме к Л.М. Савелову он сообщал о 9 готовых к печати текстах. Так генеалог стал третьим сотрудником журнала (после самого Савелова и его жены) и за последующие годы опубликовал в нем более 100 материалов.  Первые четыре года в «Новике» появлялись практически только статьи Л.М. Савелова, В.С. Арсеньева и любителя истории Н.П. Михайлова.

Коллеги-генеалоги с воодушевлением поддерживали начинание Л.М. Савелова. Тем не менее, издание испытывало серьезные финансовые трудности. Значительно оживился «Новик» после переезда Леонида Михайловича в США. Именно там вокруг ученого консолидировались любители истории и генеалогии, ставшие активными сотрудниками журнала.

Выпуск журнала "Новик" 1952 года

Возрождение общества

Улучшение ситуации сподвигло Л.М. Савелова на возрождение Историко-Родословного общества, бессменным председателем которого он был в Москве. Так, в октябре 1937 года в Нью-Йорке возникло Русское историко-родословное общество. Официальным печатным изданием Общества стал «Новик».

Среди обширной эмигрантской периодики журнал стал единственным генеалогическим изданием. «Новик» сплотил вокруг себя генеалогов-эмигрантов, дал импульс развитию родословных исследований.

 

Таким образом, русская генеалогическая наука, практически замершая на долгие годы в пределах Советского Союза, получила новую жизнь далеко за пределами Родины.


Литература

Аксенов А.И. Очерк истории генеалогии в России//История и генеалогия. Сборник. - М.: «Наука», 1977
Бабков В.В. Заря генетики человека. Русское евгеническое движение и начало генетики человека. – М. Прогресс-Традиция, 2008. 
Бычкова М. Е. Русское генеалогическое общество в Санкт-Петербурге//Русская генеалогия. Энциклопедия. - М., 1999 
Бычкова М.Е.,Смирнов М.И. Генеалогия в России: история и перспективы - М.: "Территория", 2004
Ду­мин СВ. Ис­то­ри­ко-родо­слов­ное об­ще­ст­во в Мо­ск­ве // Русская генеалогия. Энциклопедия. - М., 1999 
Наумов О.Н., Разумов С.А. Журнал «Новик» и русская генеалогия// Генеалогическая хроника российской эмиграции (по материалам журнала «Новик» – М.: Старая Басманная, 2011
Пчелов Е.В. Генеалогия и евгеника в России в 1920-е годы. Некоторые архивные материалы // Генеал. вестн. 2005. № 22.
Соболев В. С. Поиски гармонии человека (из истории отечественной евгеники) // Ист.-биол. исследования. 2013. Т. 5. № 1. 

 

Записаться на консультацию

Можно написать нам

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь
на обработку персональных данных

Читайте также