Мемуары: человеческие истории
Мемуары: человеческие истории
Что такое мемуары? Как они возникают, кто создаёт их? О чём пишут в мемуарах?
Само слово это заимствовано из французского языка: «mémoires» означает «воспоминания». Под мемуарной литературой понимают записки людей, чья жизнь была полна значительными, масштабными событиями. Мемуары – это субъективная историческая хроника.
Нередко мемуарную литературу путают с автобиографией. Конечно, между ними есть определённое сходство: но если автобиограф сосредоточен на своей внутренней жизни, душевных движениях и переменах, то мемуарист смотрит вовне. Через призму событий своей жизни он описывает современность. Вот почему мемуары – это пусть субъективный, но всё же источник исторического знания.
Кто же пишет мемуары? Конечно, зачастую эти люди, которые прожили незаурядную жизнь. Как правило, они и сами внесли большой вклад в те события, которые после описывали в своих книгах. Исторические личности, оставившие после себя воспоминания, и сами собой привлекают внимание читателя: и только исподволь интересен их взгляд на современность. Широко известны мемуары Екатерины II, Уинстона Черчилля, Джакомо Казановы: конечно, широкая публика читает их не ради исторического контекста. Нередко и писатель создают художественное произведение, которое не только отвечает признакам мемуаров, но и обладает большими литературными достоинствами.
Публичный образ
Мемуары всегда были важнейшим способом заявить о себе: многие медийные фигуры современности пишут мемуары, преследуя цель создать качественный PR. Они надеются где-то обелить себя, где-то представить себя в выгодном свете, а где-то и подать свою точку зрения на громкие и скандальные события, в которых принимали участие.
Немаловажно отметить, что при этом далеко не все знаменитости мастерски владеют пером. Зачастую у них нет ни времени, ни желания работать над такой сложной и трудоёмкой книгой, как мемуары. В подобны случаях популярные люди нередко прибегают к помощи так называемый литературных рабов – или «писателей-призраков» (калька с англ. «ghostwriter»). Только от личности и дарований заказчика зависит, насколько литературный негр окажется вовлечён в работу над мемуарами. Случается, что текст пишет тот, кому принадлежат воспоминания, а его негласный соавтор лишь правит написанное. Однако нередки и те случаи, когда знаменитость не пишет ни строчки – и всю работу проделывает «писатель-призрак», собирая сведения, расспрашивая своего работодателя. Припомним случай Эндрю Крофтса: безвестный писатель не так давно выпустил книгу, которая тут же стала сенсацией. Она называлась «Признания писателя-призрака» («Confessions of a Ghostwriter»), и рассказывала она о восьмидесяти (!) биографиях, которые Крофтс написал за супермоделей и политиков. По данным The Guardian, около 10% процентов английского книжного рынка занимает творчество писателей-призраков.
В нашей стране один из самых известных случаев литературного рабства – это создание цикла мемуаров Л.И. Брежнева. Трилогия «Малая Земля», «Возрождение» и «Целина», а также сборник «Воспоминания» рассказывают о жизни генсека ЦК КПСС, об участии в войне и партийной работе. Мемуары написаны группой профессиональных журналистов: книгу «Возрождение» создал Анатолий Аграновский, «Малую землю» — публицист газеты «Известия» Аркадий Сахнин, а «Целину» — Александр Мурзин.
Биография души
Мемуары, написанные не для памяти, но для медийной раскрутки, не имеют ни исторической, ни духовной ценности. Да и широкая аудитория всё меньше внимания уделяет этим рафинированным сказкам. Напротив, в современной медийной среде всё большую популярность набирают простые, незамысловатые человеческие истории. Сегодня мемуары самой заурядной женщины, которая, однако, прожила большую и полную смысла жизнь, становятся более актуальны, чем воспоминания знаменитой на весь мир актрисы.
Конечно, нельзя назвать эту тенденцию совершенно новой! Особенно если вспомнить, какое внимание фигуре простого человека уделяли в советской журналистике и публицистике. Знаменитые полосные очерки, которые повествовали о рабочих людях, сделали популярными имена Кольцова, Тэсс, Аграновского.
«Мне хочется рассказать об обыкновенном человеке, который не совершил никаких подвигов, ничего, что могло бы потрясти мир», – это типичное начало текста об очередной человеческой судьбе, сквозь которую мы видим жизнь и историю целой страны. В одном из очерков Татьяна Тэсс противопоставляет скромность Юрия Гагарина его громоподобной славе – и говорит о нём как о человеке, не как о герое и социалистическом символе.
Наплыв эстетики человечности, который начался в хрущёвскую Оттепель, сегодня снова возвращается в медийные активы. В информационном обществе, когда жизнь бежит так быстро, люди отчаянно хотят успеть жить. Именно за этим нужно писать мемуары – чтобы поймать эту жизнь, настоящую и непридуманную, в ценности которой люди никогда не усомнятся.
На полках магазинах нередко можно увидеть мемуары людей, которые не были Цезарями и Наполеонами: не обязательно быть писателем-классиком или великим художником Возрождения, чтобы ваша жизнь обрела бессмертие.
Однажды к нам в офис пришёл человек, который желал узнать историю своей семьи. Изыскания показали, что его двоюродный дед стоял у истоков российского волейбола. Был мастером спорта, заслуженным тренером РСФСР. В 30-40 гг. играл сначала за «Спартак», потом за «Локомотив». Любил свой спорт и с удовольствием учил других. В бездонной глубине веков прячется множество человеческих судеб, о которых никто не знает, за которыми никто не следит. Именно из них складывается народная и историческая память.
Мемуары – стародавний жанр, одновременно и традиционный, и изменчивый. Нам кажется, что самое главное в мемуарах – это человечность. Кто-то пишет о звёздах, кто-то – о героях; а мы пишем об обычных людях, чьи истории оказываются подлинными сокровищами в самом высоком человеческом смысле.
Автор: Анна Тимофеева