Сентиментальные романы и путешествия

Сентиментальные романы и путешествия

Сентиментальные романы и путешествия

В этой статье вы узнаете, что объединяет Гомера  с «Записками путешественника», а книгу «История на двоих» с сентиментальными романами XVIII века.

Сентиментальные романы как способ передачи чувств

Кажется, что жизнь современных городских обитателей невозможно далека от той степенной и размеренной картины жизни, которую люди вели в прошлом. Однако потребность в фиксировании ключевых жизненных событий родилась у человека достаточно давно. Желание рассказать о внутренних переживаниях, излить чувства на бумаге, запечатлеть подчас суровую, но полную своеобразного изящества судьбу человека своего времени – таковы были приоритеты писателей в период расцвета сентиментализма.

Сентиментальная литература выдвигала на первый план чувства и богатство эмоций, стремясь показать их роль в формировании личности. Однако одновременно с высокой степенью эмоциональности ей присуща и простота выражения, нацеленная на то, чтобы заставить читателя сопереживать героям и их душевным порывам.

Сентиментальный роман как жанр впервые возник в Англии и связан с именами выдающихся писателей своего времени: Ричардсона, Филдинга и Стерна. Романы Ричардсона, виднейшего представителя английского сентиментализма, ставят своей задачей правдивое изображение человеческой души с ее чувствами, страстями, радостями и тревогами. Уже своим первым интимным и эмоциональным романом «Памела», вышедшем в 1740 году, он заложил основы сентиментального литературного канона и вызвал бурю подражаний в европейской литературе.

Чувствительность – неистощимый ключ наших самых совершенных наслаждений и самых жгучих скорбей (Л. Стерн).

Следующей работой Ричардсона стал огромный семитомный роман «Кларисса», в котором писатель значительно усложняет эпистолярные элементы своего первого романа. Развертывая перед читателями историю нелегкой судьбы Клариссы Гарлоу, он прибегает не только к письмам самой героини, как это было в «Памеле», но и вводит многочисленные письма ее родных, друзей и близких, которые с разных точек зрения рассказывают об одних и тех же событиях. Такой литературный ход позволяет писателю запечатлеть переживания своих героев в самой их непосредственности, вместе с тем оставляя широкий простор для изображения их дальнейшей переживаний и внутренней борьбы.

Частная жизнь человека, которую Ричардсон живописует с апломбом серьезного художника, захватывает своим многообразием и заставляет жадно вникать в малейшие стороны жизни своих героев. Однако мельчайшие бытовые детали возбуждают в Ричардсоне не только практическое внимание, какое они вызывали у писателей предыдущих эпох, но и глубокий эмоциональный интерес. Его интересуют уже не только поступки людей, но и скрытые, едва уловимые движения мысли и души, а в жизни обычных людей своего времени Ричардсон открывает чувства необычайной глубины и сложности, которые еще недавно казались исключительной привилегией представителей высшего общества. Именно Ричардсон впервые придал высокую серьезность и значительность скромным явлениям частной жизни обыкновенного человека.

Следуя традиции сентиментализма, «Проект Жизнь» предлагает возможность запечатлеть внутренние переживания и ключевые моменты жизни двух людей в книге «История на двоих», которая раскроет отношения от зарождения чувств до создания семьи глазами обоих партнеров.

Путешествие как жанр литературы

Другой литературный жанр – путешествие – в отличие от сентиментального романа зародился в мировой литературе еще в глубокой древности: описания людских странствий нам известны еще с античных веков, а «Одиссея» Гомера, прослеживающее 12-летнее путешествие знаменитого царя Итаки, считается одним из старейших художественных текстов, дошедших до наших дней.

В основе путешествий как жанра лежит рассказ о странствиях героя, увиденных им странах, народах и культурах в форме путевых дневников, заметок или очерков

В начале первого века нашей эры древнегреческий географ и писатель Павсаний создает античный путеводитель «Описание Эллады» – один из самых ранних примеров путевых заметок в истории. Его литературный труд, фактически представляющий собой путеводитель по главным памятникам Древней Греции, перемежает описания достопримечательностей с национальными легендами и мифами, в которых содержатся ценные исторические сведения.

Другой важнейшей вехой развития жанра путешествий на Западе стала «Книга о разнообразии мира», написанная итальянским автором Рустикелло из Пизы по итогам путешествий Марко Поло по Азии и Африке, совершенных в конце XIII века. Несмотря на то, что многие исследователи до сих пор обвиняют знаменитого купца в неточностях, а некоторые и вовсе склонны рассматривать его поездку в качестве мистификации, книга Марко Поло остается одним из наиболее популярных объектов исторического исследования в мире и оказала влияние на все последующие работы жанра.

В русской литературе жанр путешествий изначально имел название «хождений» и подразумевал исключительно описания паломничеств русских христиан в Святую землю. Чаще всего в хождениях повествователь представал в виде главного действующего лица, через описания которого читатель знакомился с неизвестными сторонами чужеземной жизни и быта. Появление первых хождений в русской литературе относится к началу XII века, тогда как всего на протяжении XII — XVII веков было создано около 70 работ этого жанра. Наибольшей популярностью из них пользовались «Хождение игумена Даниила» и «Хождение Трифона Коробейникова», которые и по сей день почитаются искусствоведами за эталоны жанра путешествий.

korabl

Пожалуй, единственным нерелигиозным хождением, дошедшим до наших дней, является «Хожение за три моря» купца Афанасия Никитина, которое стало первым представителем жанра, описавшим не религиозное, а торговое путешествие, да еще и с невиданной географической точностью. Большая часть записок Никитина, написанных в XV веке, посвящена Индии, её политической структуре, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям, а само произведение богато украшено лирическими отступлениями и автобиографическими эпизодами, нехарактерными для литературы своего времени.

В начале XVIII века появляется масса произведений путевой литературы дневникового типа, отличающихся частным характером содержания. В этих художественных «путешествиях» авторы пытаются выделить общественно значимые проблемы и самостоятельно наметить пути их решения. Однако появление отечественного образца литературного путешествия невозможно представить без влияния европейских произведений этого жанра. Именно на «Сентиментальное путешествие» Л.Стерна, увидевшее свет в 1765 году, в дальнейшем ссылались многие писатели-путешественники конца XVIII — начала XIX века. Новый тип путешествия, скрещенный с чувственной литературой сентиментализма и описанный Стерном в своей книге, позволил им обратиться к собственным переживаниям от поездки и проанализировать возникающие во время и долго после нее мысли и чувства.

Сегодня «Проект Жизнь» следует традициям лучших образцов литературы путешествий и предлагает заказать книгу «Записки путешественника», которая сохранит самые яркие моменты и удивительные истории ваших приключений на долгие годы.