Фотографии из личных архивов как инструмент исторического исследования

Фотографии из личных архивов как инструмент  исторического исследования

Глядя на фотографии из личных архивов, мы ощущаем эмоциальный отклик, отпечатавшийся на фотопленке. Для нас это - главная ценность фотографий, даже если мы не знали запечатлённых на фото родных лично.

Анна Котомина

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Политехнического музея

Здравствуйте! Я действительно работаю в политехническом музее. и вообще, честно говоря, я не рассчитывала на мероприятия такого масштаба, я рассчитывала на несколько более камерный разговор. Это безумно приятно, что столько людей в нашей стране интересуются генеалогией и историческими исследованиями, фотографиями.

Сегодня вам расскажу о частных фотографиях, почему мы их любим и так далее. Немного теории, что называется. А потом я представлю вам одно исследование, вполне успешное, которое мы провели с группой коллег в нашем музее частного альбома. Представлю, чтобы показать пример, как работа по включению частных архивов в, условно говоря, большую историю может проходить. И потом, в самом конце (хотела сделать более развернуто, но, к сожалению, не получилось) я представлю один, с моей точки зрения, безумно интересный проект. Его сейчас готовит музейный комплекс Манеж - с частными архивами Первой мировой войны.

Что можно в целом сказать о фотографии из личных архивов?

Физическая связь аналоговой фотографии с изображенным на ней человеком рождает наши эмоции - когда мы перебираем свои частные фотографические архивы. Их, конечно, личная значимость для владельцев этих фотографических архивов не подвергается сомнению. Вы сами знаете, что когда вы приходите в гости, допустим, к своим родственникам и к жениху, начинается бесконечный просмотр старых фотоальбомов. Никому, кроме того, кто этот альбом вам показывает, это удовольствия не приносит. Это всего такие житейские иллюстрации особенных эмоциональных отношений.

Я все время говорю об аналоговой фотографии. Обратите внимание, что в мире фотографии случилась революция. Это очевидная вещь, но все-таки аудитория у нас очень разнообразная, поэтому я все произнесу. Цифровая фотография, конечно, уже не несет этой физической связи изображенного объекта с самой фотографией. Там и физического никакого объекта нет. Но, тем не менее, некий культурный шлейф, который сложился за более чем 100 лет существования аналоговой фотографии, она в себе несет. Это такой интересный феномен.

Но не будем отвлекаться. В исторических исследованиях профессиональных, когда люди работают с фотографическими архивами, с которыми у них личные связи нет, обычно фотография используется как иллюстративный материал. В подавляющем большинстве случаев это так и есть. они помогают делать выводы историков более  наглядными. Особенно в наш век, когда все визуализируется. Постоянно, конечно, мы видим массу примеров тому удачных или менее удачных. Я думаю, вы сразу поняли, какой тип профессиональной работы с фотографией я имею в виду.

Сейчас в данный момент я хочу немножко сместить акцент с этой привычной работы. То есть, с профессиональных историков с фотографиями - иллюстрируя свои основные исследования. Хочу показать вам, как сама фотография может становиться точкой входа в исторический материал.  Как может стать источником исследовательских вопросов, которые бы в голове не возникали до самой фотографии. Такое отношение к фотографии делает возможным также профессиональную работу с частными архивами.

Подходят любые фотографии из личных архивов?

Но оговорюсь, не любые частные фотографические архивы годятся для того, чтобы становиться для историков инструментом исследования. Все-таки для того, чтобы выстраивать, используя фотографии как инструмент, исторические исследования, нужно иметь некоторые массивы. Архивы должны быть большими. То есть мы должны иметь какую-то серию фотографий, а не просто одну фотографию. Только в случае какого-то фантастически интересного стечения обстоятельств вокруг нее, одна фотография может подтолкнуть профессиональные исследования.

Обычно речь идет об архивах, больших массивах. Это очень трудоемкая работа. У нас в музей обычно очень редко удается исполнять ее в одиночку. Обычно мы собираемся большими группами. Приглашаем экспертов, которые позволяют восстанавливать контекст этих фотографий для того, чтобы понять что они нам говорят. И, конечно, фотографию любую, из частного архива или из государственного большого архива, не удается заставить говорить без привлечения обычных традиционных текстовых так называемых источников. То есть письменных источников. Первый интерес к вопросу проблемы может возникнуть при просмотре частного архива. Но дальше начинается работа профессионалов, которые понимают, какие письменные источники. Как нужно к этим фотографиям привлечь, чтобы адекватно рассказать то, что они нам рассказывают. Мы выработали некоторые приемы при работе с личными фотографиями, которые могут быть использованы и другими владельцами частных архивов.

Как воспринимать фотографии из личных архивов и не только?

Ролан Барт, размышляя о фотографии, говорил, что есть два пути восприятия фотографии:

  • punctum - туше. Вы смотрите на фотографию и вдруг поняли что-то про время, место и событие, которое на ней отражено. Внезапный эмоциональный толчок. Смысл фотографии доходит до смотрящего на нее разом
  • studium - второй тип. Когда смысл читается через сумму деталей

Мы, естественно, в музее идем по второму пути. По первому - это скорее путь художественных проектов. Хотя проект Дмитрия Новикова, фонд Челнокова, о котором я хочу сказать в конце, скорее идет по пути эмоционального воздействия. Это тоже может нести смысл, быть очень ценным, но об этом позже. Наш путь - это восстановление контекста. Потому что, как говорит другой известный теоретик фотографии XX века Джон Берджер

"фотография говорит с нами на языке фактов"

Просто эти факты не как мы привыкли в текстах изложены в форме линейной последовательности. Они, собственно говоря, даны нам все разом, без привычной нам взаимной связи.

Так как же понять фотографию?

Чтобы вернуть фотографию в большую историю, нужно грамотно восстанавливать контекст. Помощниками для этого служат разные детали на фотографии, которые привязывают к конкретному месту, времени, событию. Это могут быть надписи на фотографиях на заднем плане, адреса, памятники архитектуры известные, которые позволяют фотографию локализовать надежно. Известные произведения искусства, которые могут попадать в кадр, могут быть известные исторические личности. У нас специфика - политехнический музей. Поэтому мы часто идентифицируем фотографии по, как ни странно, техническим средствам. Это для непосвященных людей просто машина или просто паровоз, но часто они в общем уникальны и они очень точно позволяют локализовать события изображения на фотографиях.

Время бежит. О приемах работы,  теоретической любопытной основе, чтобы придать некий объем рассказу, информацию я уже дала. Сейчас давайте я постараюсь вкратце показать вам наши исследования. У нас был альбом, который содержал 234 черно-белые фотографии и надписи скорописью синими чернилами. Это всего 20 листов. У нас в музее есть небольшая, но довольно любопытная коллекция. Там примерно 500 разных альбомов, большинство из них это индустриальные альбомы предприятий.

Разница между индустриальным альбомом, похожим на газетно-журнальные фотографии и по большей части из них состоящим, и частным очевидна. В частном есть фокус на лица, на конкретных людей. Большая часть снимков - это портретные фотографии. Мы не знали, чей этот альбом, кому он принадлежал., как поступил музей. В больших музеях такое часто бывает. Экспонат поступает, его вовремя не регистрируют и он становится анонимным. Снимки, собранные в альбом, были сделаны с 1903 по 1924 год. Это уже интересно, такая переломная для нашей страны эпоха.  Частное лицо, которое пережило и как-то задокументировало последовательно эти годы, и его высказывания, конечно, любопытны.

Какой интерес они представляют?

Мы быстро поняли, что эти фотографии имеют ценность исторического свидетельства. В частности, февральской революции в Луцке. Об этом свидетельствуют надпись:

"Февральская революция в Луцке 1917 год"

Или события Первой мировой войны. Надпись сверху довольно плохо видно, к сожалению:

"русско-германская война"

Это 1915 год, места боев. Дальше о том, как мы альбом этот идентифицировали. Опускаю подробности. Это была очень интересная и во многом зависящая от случайности работа. Мы сначала поняли, что на многих фотографиях альбома повторяется один и тот же человек. Но в разных возрастах. Естественно мы предположили, что это владелец альбома. Владелец альбома, идентифицированный по частоте повторений, на одной из первых фотографий,  изображен в школьном возрасте. На черной доске на заднем плане есть фамилия Сигов (Сига).

Также на одной из фотографий изображен довольно редкий автомобиль русской конструкции, так называемый "огурец". Это абсолютно индивидуальное, в одном экземпляре существовавшее средство, он привлек огромное внимание истории  русских автомобилей. На фото есть дарственная надпись

Товарищу по несчастью милому Сиге из-за изобретателя "огурца".

Дальше нам повезло, поскольку первые фотографии имели отношение к вузу который сейчас называется РХТУ. К нам пришли коллеги из музея РХТУ. Они недавно проводили исследование по выпускникам РХТУ, участвовавшим в Первой Мировой войне. Они просто узнали его на фотографии. Таким образом мы нашли его лекционную книжку, его личное дело. И нашли некоторую его биографию, в том числе послужной список, что он делал на войне.

Что было на следующем этапе?

Дальше уже было проще, как вы понимаете. Большая часть фотографий альбома посвящена событиям Первой Мировой войны. После выпуска из Московского технического училища он работал химиком-технологом на Надеждинском заводе. Это интересно нам как людям, которые занимаются историей технологий. Мы работаем в Политехническом музее, а это один из самых больших металлургических заводов этого времени. Ушел на фронт чуть ли не с первым призывом и сразу попал в самые жаркие бои. Удивительна биография этого человека, когда сопоставляешь ее с историей Первой Мировой войны. Как он вообще выжил? Это сложно, судя по местам сражений, где он побывал. Он был вольноопределяющимся, а не военным. Работал всегда техником в автомобильных частях, потом - в артиллерийских.

Всю эту историю можно рассказывать несколько часов, как мы восстановили жизненный путь. После войны он участвовал в гонках, у него было много друзей среди испытателей. Кроме того, после войны он путешествовал много, был в Азии . Очень интересный жизненный путь.

Естественно требование времени: альбом сделан в середине 1920-х гг., когда политический климат в стране стал меняться. По всей видимости некоторых своих друзей военных он вынужден был из альбома вырвать. Да и все надписи носят абстрактный характер, что затруднило нашу работу. Он нигде не упоминает никаких людей, никаких лиц, почти никаких организаций. Это стало опасно.

Что получилось в итоге?

Что могу сказать. Мы ничего не знали об этом человеке. Было понятно, что альбом достаточно интересный. Мы идентифицировали его, изложили жизненный путь. Что в этом альбоме ценного? Ценного, что у человека в общем-то интересная судьба. Он прошел через многие исторические события, показывает глубоко личный взгляд на события мирового масштаба. Именно этот личностный подход, которые передают частные фотографии. На войне было запрещено присутствовать с русской стороны фотожурналистам, мы имеем массу частных фотографий. Поэтому резюме такое: с частными архивами можно работать, если они массивные. Надо привлекать специалистов, которые умеют читать фотографии и их идентифицировать. В ряде случаев они дают потрясающие результаты. Мы видим строго задокументированный частный взгляд на события большого масштаба, которого профессиональным историкам часто не хватает для полноты картины.

Есть ли еще проекты, изучающие фотографии из личных архивов?

Такие проекты делает не только Политехнический музее. Например, есть прекрасный фонд изучения и сохранения стереофотографий имени Челнокова. Фонд находится под крылом государственного музейного комплекса Манеж. Они готовят потрясающе интересный проект "Первая Мировая война: смотри тысячу глаз". Они подняли несколько масштабных коллекций, по несколько тысяч стереофотографий из частных архивов. Их соединили с фотографиями, сделанными, как правило, западными журналистами для больших издательских домов. Для тех, которые выпускали стереофотографии как открытки, которые можно было покупать в магазине. То есть, они показали эту интересную разницу как одна и та же война выглядит с точки зрения частных фотографов и с официальной точки зрения. Это безумно яркая иллюстрация к тем важным вопросам, которые я пыталась поднять.

Что это за проект? Вы, конечно, можете там смотреть стереофотографии, как положено, в стереоскопы. Но они оцифровали все и сделали прокомментированный профессиональными актерами фильм. В нем помимо просмотра фотографий читают дневники участников войны. Это потрясающий по эмоциональному воздействию документ. Но это не совсем то, что мы делаем, это более сложный проект. Потому что мы ограничиваемся тем, что мы восстанавливаем контекст, историю того, что мы видим. Они после восстановления контекста, идентификации фотографий еще вынули наиболее сильно воздействующие из них. Наложили их на сложный литературный текст.

Спасибо вам большое за внимание!

 

Будем рады встретить вас на ГЕНТЕХе в 2020 году, чтобы рассказать еще об интересных проектах в мире генеалогии!

Записаться на консультацию

Можно написать нам

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь
на обработку персональных данных

Читайте также